«Начало законодательной власти в нашем регионе было положено в 1993 году. Волгоградской областной Думе пришлось приступать к работе в период тяжелого экономического кризиса, охватившего всю страну. Необходимо было принимать безотлагательные меры по возрождению промышленности региона, пошатнувшейся в годы экономических реформ», – о главном, что удалось сделать в этом направлении, рассказал председатель парламентского комитета по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и дорожному хозяйству Руслан Шарифов.
«Одной из главных задач в то время было возродить промышленность региона, поэтому первым нормативным документом стал закон, который фактически содержал перечень налоговых преференций и льгот для ведущих волгоградских предприятий. В этот же период началось формирование основ экономического и инвестиционного законодательства, – отметил Руслан Шарифов. – В 1997 году был принят закон «О порядке создания зон экономического развития на территории Волгоградской области», который установил особый благоприятный режим для работы крупнейших предприятий региона: заводов ЖБИ №1, «Красный Октябрь», «Баррикады», «Химпром», ВГТЗ. Кроме того, зонами экономического развития были признаны целые районы Волгоградской области – Алексеевский, Котовский, Палласовский и Суровикинский.
Во второй ротационный созыв облдумы прошла целая команда опытных промышленников и директоров, в том числе Сергей Агапцов, Анатолий Бакулин, Олег Болотин, Валерий Жирков, Петр Некрытый, Виталий Садыков. С их участием продолжилась работа по совершенствованию мер господдержки системообразующих предприятий. В частности, образован фонд развития Волгоградской области, который предоставлял хозяйствующим субъектам гарантии по кредитам и осуществлял прямые инвестиции. Тогда же были разработаны первые базовые законы о региональной промышленной политике.
В следующем созыве (в 2003 — 2009 годах) были подготовлены законы о залоговом фонде, государственных гарантиях и инвестиционной деятельности в Волгоградской области. Последовательно проводимая инвестиционная политика была направлена на создание условий для расширения производства, повышения его прибыльности и на этой основе накопления внутренних ресурсов для развития промышленности и других отраслей экономики.
Реализация этой политики потребовала осуществления комплекса мер по привлечению различных источников инвестиций, выстраиванию эффективного взаимодействия финансово-банковских и промышленных структур. Ежегодные темпы прироста вложений в основной капитал тогда составляли 35–55 %. Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, объем инвестиций в Волгоградской области в 2008 году вырос до 82,6 миллиарда рублей.
Важное влияние на промышленный сектор региона оказал принятый четвертым созывом облдумы закон «О развитии промышленности на территории Волгоградской области». Он помог стабилизировать работу предприятий и определил государственные механизмы поддержки производства в Волгоградской области, а также основы взаимодействия с федеральным центром.
Нормативная правовая база изменялась и дополнялась в интересах дальнейшего развития региона. Вместе с ней совершенствовалась работа и структура Волгоградской областной Думы.
Принципиально новый вектор развития региона был определен в 2014 году после вступления в должность губернатора Андрея Бочарова и избрания пятого созыва Волгоградской областной Думы. Парламент упорядочил и систематизировал нормотворческую деятельность по созданию условий для реализации масштабных инфраструктурных проектов, привлечения инвестиций в реальный сектор региональной экономики, расширения мер поддержки производства. С этой целью с моим участием были внесены стратегически важные изменения в областной закон «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов».
Еще одной значимой инициативой, на мой взгляд, стало создание регионального Фонда промышленного развития с целью предоставления займов промышленным предприятиям в сумме от 20 до 100 миллионов рублей под 5% годовых.
Системную комплексную работу в данном направлении продолжил шестой созыв облдумы, избранный в 2019 году. Депутаты оперативно реагировали на новые серьезные вызовы, связанные с пандемией коронавирусной инфекции и внешним санкционным давлением. Были приняты дополнительные пакеты законов о господдержке экономики Волгоградской области.
Результатом совместных действий власти и бизнеса за последние девять лет стала реализация в Волгоградской области 1500 масштабных инвестиционных проектов на сумму порядка 1,7 триллиона рублей. Это дало серьезный толчок развитию региона в целом. Было создано более 22,5 тысячи новых рабочих мест, в том числе порядка 9,2 тысячи – в промышленности.
Участие в развитии промышленности и топливно-энергетического комплекса – одно из основных направлений деятельности нашего комитета. И в этом отношении региону есть, чем гордиться. В указанный период было введено в строй 128 новых производств и модернизированных заводских участков. Общий накопленный объем инвестиций превысил 600 миллиардов рублей. Годовой объем промпроизводства приблизился к одному триллиону рублей. В настоящее время работа в промышленности и ТЭК обеспечивает доходами порядка 500 тысяч жителей Волгоградской области.
Считаю возможным, выполнение задачи по увеличению вклада отрасли в ВРП с нынешних 31,3% до 33,5% к 2034 году и наращиванию годового объема промышленного производства до 2,2 триллиона рублей. Еще одним ориентиром для нас является создание в промышленной сфере в следующие десять лет порядка 11 тысяч новых рабочих мест.
В Волгоградской области накоплен серьезный опыт и в модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры – с 2014 года на территории региона построено и отремонтировано свыше 3,8 тысячи километров автомагистралей. Реализован ряд крупных масштабных проектов: в Волгограде построены Нулевая Продольная магистраль, тоннель на Тулака, завершен первый этап продления улицы Электролесовской, открыт для движения новый мост через Ахтубу, капитально отремонтированы автодорожный комплекс Волжской ГЭС и другие объекты. Реализован ряд крупных проектов в сфере авиационных и железнодорожных перевозок.
Крайне важно, что сегодня социально-экономическое положение региона остается стабильным. Депутатский корпус и органы исполнительной власти Волгоградской области продолжают совместную работу по реализации национальных и приоритетных региональных проектов. Будут расширяться и меры господдержки предприятий и организаций, которые занимают ответственную позицию, нацеленную на дальнейшее развитие нашей области и повышение уровня жизни людей».